Интересности

 Про С.Т.Е.М образование:

Лишь немногие родители сегодня имеют четкое представление о том, что такое STEM-образование. А вместе с тем STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Math), наиболее полно соответствующее российскому термину «образование по естественно-научным и техническим специальностям», сегодня является, пожалуй, чуть ли не самой актуальной темой в мировой образовательной повестке дня (от дошкольных учреждений до университетов). В дошкольном отделении школы №1621 уже несколько лет STEM-образование является важным элементом в системе образовательного процесса.
Первым шагом на пути внедрения STEM-метода согласно отечественным и международным практикам является поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников во время учебно-воспитательного процесса. Для организации подобных занятий нашим воспитателям пришлось пересмотреть свой подход и функцию, сменив роль воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы маленьким исследователям в наблюдении и обсуждении, вооружившись терпением и ответами на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?». 
Далее была пересмотрена концепция подхода к построению занятий: вместо введения понятия в начале занятия воспитатели предлагают детям тот или иной опыт и задают наводящие вопросы, чтобы дети сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента. Поскольку многие предположения ребят могут быть ошибочными, воспитатели прошли тренинг для освоения техники поддержания интереса ребят к проблеме эксперимента. Суть данной техники представляет собой обучение через познание нового.   
Вторым элементом внедрения STEM-метода стали экспериментальные модули, интегрированные в тематику образовательной программы. Подготовка и проведение этих модулей требует наибольших усилий со стороны педагога, однако дает наибольший эффект. Под пристальным взглядом малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, малыши узнают также все об истории и свойствах бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым из объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и их свойства. Например, ткань - мягкая, мнущаяся, линяющая, шуршащая, приятная на ощупь. Увеличение словарного запаса у детей и его правильное применение в речи подтвердило эффективность такой системы на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Таким образом, у детей развивается диалогическая речь, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту других ребят в группе. 
Экспериментально-опытная деятельность воспитанников дошкольных отделений Лаудер Эц Хаим развивает и элементарные математические навыки - одну из составляющих STEM-системы. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. 
Одной из главных задач педагогов стало обучение детей нахождению в знакомых предметах неизвестных свойств, а в незнакомых, наоборот, давно знакомых и понятных. И все это в непринужденной и увлекательной атмосфере игры, в ходе которой развиваются воображение и техническое творчество детей. 
Третьим компонентом внедрения STEM-системы стало изучение окружающей среды. Мы взяли курс на экологическое образование, которое в таком большом мегаполисе, как Москва, неразрывно связано с понятиями «чистый» и «загрязненный». В дошкольном отделении воспитанники проходят первый этап «Красота и разнообразие природы». Для этого, решая практические задачи разного уровня сложности, дети провели много «полевых работ», собирая в коллекции необычные цветы, изучая структуру листьев, проводя анализ воды, наблюдая за небом, насекомыми, овладевая навыками категоризации. И все для того, чтобы проникнуться красотой природных явлений, осознать всю хрупкость окружающего мира и большую ответственность за него. В начальной школе на втором этапе «Защита природы» ребята знакомятся с типами загрязнений и предлагают проектные решения экологических проблем. Проект «Автопоилка для птиц» стал одним из результатов этой работы и заслуженно стал призером престижного московского конкурса проектов. 
Внедрение STEM-метода в дошкольном отделении рассматривается всем педагогическим коллективом школы №1621 как предстартовая площадка для научно-технических исследований, которые будут проводить дети уже в стенах школы. Сотрудничество между воспитателями и педагогами начальной школы - это основное условие, та база, на которой строится развитие STEM-метода в нашем образовательном комплексе. Мы верим, что его использование заложит основы инженерного мышления и научно-технического творчества, сохранит у наших маленьких воспитанников и младших школьников любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь. 

Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621

  Про стандарт образования детей с ОВЗ:
  • 1 сентября 2016 года вступит в силу новый стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее о стандарте – в инфографике, подготовленной при поддержке Минобрнауки России.
Новый стандарт утвержден Приказом Минобнауки России № 1598 от 19.12.2014 г. Он представляет собой совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают школы и другие организациях, осуществляющие образовательную деятельность.

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенций ООН о правах ребенка и о правах инвалидов. При разработке стандарта учитывались региональные, национальные и этнокультурные потребности граждан Российской Федерации.

Standard.JPG


 Про историю детского сада в России:

  • Статья  Волобуевой Л.М. к.п.н. зав кафедрой МПГУ в Семейно-педагогический альманахе Детский вопрос №10
Детский сад в России: от рождения до революции
  Детскому саду в России — 150 лет. Пройден длинный путь, наработан уникальный опыт воспитания детей в самый ответственный период жизни человека — период дошкольного детства. Как же все начиналось? У детского сада есть конкретный год и место рождения — 1840 год, г. Бланкенбург (Пруссия). Замечательный немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фребель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) вкладывал в название учреждения для детей 3-7 лет двоякий смысл: во-первых, обязательной принадлежностью заведения должен стать настоящий сад, как место общения ребенка с природой; во-вторых, сравнивая детей с растениями, подчеркивал, что они также нуждаются в умелом уходе. Призыв Ф. Фребеля «Придите, будем жить для наших детей!» услышали не только в Германии. Еще при жизни педагога детские сады появились в Швейцарии, США, Англии, а затем и в других странах: Голландии, Бельгии, Японии — благодаря друзьям, ученикам, последователям. В ряде стран (Швейцария, Германия и др.) были созданы специальные учебные заведения по подготовке «садовниц», в которых обучались девушки из многих стран мира. В XX в. в каждой стране возникла своя интерпретация первоначальной идеи детского сада, отразившая национальную специфику.

   
 Читать дальше

  • Рекомендации для руководителей образовательных организаций, по использованию примерных программ из федерального перечня образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных программ
С июля 2014 года Федеральный институт развития образования, Москва (далее — ФИРО) на своем сайте начал размещать проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования (далее – ПООПДО) для общественного обсуждения. Практики и профессиональное сообщество внимательно изучают предложенные варианты примерных программ, проводя в каждом субъекте их профессионально-общественную экспертизу. Всего на сайте ФИРО по состоянию на середину января 2015 года размещено 24 программы. Часть из них действительно являются примерными, некоторые являются адаптированными для детей с ограниченными возможностями здоровья, часть программ – парциальные, раскрывающие задачи и содержание не всех пяти, а только некоторых образовательных областей или содержание работы с детьми одного из возрастов (раннего или дошкольного). 

Примерная программа является апробированной моделью реализации образовательного процесса, которая рекомендована профессиональным экспертным сообществом для применения. Но, так как примерные программы, прошедшие профессиональную экспертизу и вошедшие в федеральный перечень программ дошкольного образования отсутствуют, но есть их проекты на сайте ФИРО, предлагаем Вашему вниманию краткий аннотированный список этих программ, наиболее интересных с точки зрения их востребованности практиками и соответствующих современным идеям ФГОС ДО.

Педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций могут самостоятельно рассмотреть тот или иной проект примерной программы дошкольного образования из предлагаемых на сайте ФИРО, но не вошедший в аннотированный список программ дошкольного образования для принятия решения, связанного с выбором примерной программы дошкольного образования. Для этого ниже представлена структура аннотации к примерной образовательной программе дошкольного образования.

Читать дальше 


  • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО (Разработка ГАОУ ДПО МЦКО)

В данном сборнике:

· отражены механизмы и условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования, проанализированы подходы к условиям реализации программы и их оценке;

· представлен анализ проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования;

· даны рекомендации и инструментарий по проведению педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО;

· представлен опыт образовательных организаций города Москвы по введению и реализации ФГОС дошкольного образования.

Читать дальше